Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Пятерка по поведению: как личностные качества влияют на учебу

Успехи в учебе во многом зависят от личностных качеств ребенка, считают эксперты. Уже в первом классе, наблюдая за социально-эмоциональным развитием ученика, можно прогнозировать, как сложится его школьная жизнь. И при необходимости скорректировать его поведение.
Наталья Афанасьева
05 сентября 2018
Фото: cheriejoyful / Flickr / CC BY 2.0

Уже в самом начале школьного пути можно спрогнозировать будущее ученика, его образовательные успехи, возможные проблемы, сильные и слабые стороны. Как считают исследователи НИУ ВШЭ, которые изучили психологические данные 1200 первоклассников, то, как ребенок будет учиться в дальнейшем, во многом зависит от его личностных качеств: социального и эмоционального интеллекта — понимания чужих эмоций и управления собственными, самостоятельности, уверенности в себе, коммуникабельности, дисциплинированности и умения быстро адаптироваться к новой среде.

Учителей начальной школы просили оценить первоклассников по некоторым социально-эмоциональным параметрам:

  • привыкание к школе (степень комфорта в новой среде);
  • независимость (необходимость помощи взрослых в школе);
  • уверенность в себе;
  • умение сосредоточиться;
  • самоконтроль (регуляция поведения);
  • взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • умение следовать правилам;
  • культурное развитие (уважение к образу жизни других людей).

На основе полученных данных было сформировано четыре группы.

«Отличники» — дети с высокими оценками, и психологическими, и связанными с успеваемостью. Это ученики, которые успешно адаптировались к школе: они самостоятельны, хорошо владеют собой, уважительно и одновременно легко общаются с окружающими и отлично учатся. Их результаты по математике и чтению выше, чем у детей из других групп.

«Вежливые троечники» — они не лидируют по чтению и математике (третье место из четырех), зато подают одноклассникам пример «правильного» с точки зрения дисциплины поведения. Они «всегда скромны, всегда послушны»: следуют школьным правилам, не совершают импульсивных поступков. Это люди системы. Их дисциплинированность и предсказуемость нравится учителям. «Это тихие ребята, которые, даже если и не способны долгое время концентрироваться на занятиях, то, по крайней мере, не отвлекают учителя и других детей от урока и не создают дополнительных проблем в классе», — поясняют авторы исследования.

такое обобщение поможет учителям работать с детьми более адресно

«Неуспешные или незамеченные» — в эту группу вошли дети с низкими баллами по всем шкалам. Исключение составляет их адаптивность — они достаточно самостоятельны и легко привыкают к школе. Именно приспособленность и помогает таким первоклассникам «справляться со школьными буднями». Она будет «подтягивать» за собой развитие по другим параметрам, считают исследователи. В то же время, как говорят ученые, при оценке таких учеников мог сработать гало-эффект — невысокие результаты по математике и чтению могли повлиять на диагностику их личных качеств: слабых учеников посчитали неуспешными по всем статьям.

«Гении общения или слишком независимые» — в четвертую группу вошли хорошисты с развитыми коммуникативными навыками. По чтению и по математике они на втором месте в общем рейтинге. В целом они хорошо адаптировались к школе и, видимо, будут неплохо учиться. Но, если во втором кластере успешность детей была связана с дисциплиной, то в этой группе, наоборот, сильная сторона — независимость. Такие первоклассники не требуют помощи учителя. Эта особенность «ведет за собой и развитые навыки коммуникации со взрослыми», считают исследователи. У них хорошо развита речь. Они «не стесняются и в случае необходимости могут обратиться к взрослому и внятно изложить свою просьбу». Однако в восприятии педагогов первоклассники этого типа самые проблемные — они отвлекаются на уроке и мешают другим. Поэтому преподаватели поставили этой группе не самые высокие оценки по поведению и соблюдению правил. Но недисциплинированность не повлияла на когнитивное развитие этих учеников: они вполне успешно справляются с программой.

Как говорят авторы исследования, такое обобщение поможет учителям работать с детьми более адресно и, следовательно, более эффективно. Для родителей же это может стать ориентиром, над чем нужно работать при подготовке ребенка к школе.

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!
Наталья Афанасьева
05 сентября 2018

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты