Мой город — Тюмень
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Колонка родителей: как научить родину любить

Дискуссия о том, что важнее — воспитание или знания — стара как мир. Советская школа воспитывала настоящего октябренка, пионера и строителя коммунизма. Потом был период, когда в школу ходили исключительно за знаниями, но недолго. Сейчас же все усердно заняты воспитанием патриотов. Нужно ли учить любви к родине? И кто и как должен этим заниматься?
Фото: Dennis Jarvis / Flickr / CC BY-SA 2.0

На прошлой неделе, перед выпускным, который официально называется сейчас Всероссийский день выпускника, президент РФ встретился с педагогами, чьи ученики занимались в этом году лучше всех: показали высокие результаты на итоговой аттестации и/или отличились во время подготовки и проведения внеурочных мероприятий.

Выступая перед этими выдающимися учителями, Владимир Путин произнес фразу, которая заставила общество обратить внимание на это, казалось бы, сугубо цеховое, формальное мероприятие. «Получить знания — это непросто, современные особенно, широкие знания, но это все-таки вторичное по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, и к семье, и к родине. Это абсолютно фундаментальные вещи», — сказал он. И подчеркнул, что профессиональный успех учителя — это не только победы его учеников в олимпиадах и конкурсах: важна тут и воспитательная часть.

Почему же эти слова, сказанные президентом педагогам, взбудоражили общественность? Казалось бы — дежурные фразы про «разумное, доброе, вечное», у нас в России издревле и поэт больше, чем поэт, и учитель всегда больше, чем математик или историк. Но вот уже неделю общество обсуждает этот посыл, который в результате в массовом сознании сузился до фразы: «В школе знания вторичны, главное — воспитывать любовь к родной стране».

красивые слова на практике превращаются в бессмысленную трату времени детей и бюджетных денег

Во-первых, бурную реакцию в обществе вызывает все, что связано с образованием, качество российской школы — одна из самых острых тем сегодня. Значительная часть россиян обеспокоена тем, что знания и умения, с которыми дети выходят из школы, не только не соответствуют современным международным стандартам, но, по ощущению многих, не дотягивают даже до того среднего уровня, который 25 лет назад давала советская школа. Поэтому посыл «знания в школе — не главное», причем на таком высоком уровне, уже сам по себе воспринимается как шаг к дальнейшему упадку.

Но еще больше многих насторожило напутствие учителям заниматься «воспитанием человека». Особенно в том, что касается «особого отношения к родине». Вроде бы нет ничего в этих словах странного: естественно, что у каждого человека есть особое отношение к родной стране, только не очень понятно, как его должны воспитывать в школе.

Казенный патриотизм стал очень яркой приметой нашего времени, многих он пугает и отталкивает. И дело тут не в том, что не надо воспитывать правильное отношение детей к своей стране, а в том, что вкладывают в эти понятия власти и чиновники. Высокие красивые слова на практике превращаются в бессмысленную трату времени детей и бюджетных денег, которых иной раз не хватает на учебные нужды, зато достаточно для проведения военных сборов (о том, как военные сборы стали в школах практически обязательными, и чем это грозит, «Учёба.ру» разбиралась в материале «Марш, марш левой: законны ли военные сборы в школе и как их избежать») и бесконечных бравурных мероприятий. К слову сказать, при этом на образование в РФ сегодня тратится 3,8% бюджета — это почти вдвое меньше, чем, например, в Великобритании.

С тем, что сказал президент, не поспоришь: правильное отношение к себе, друзьям и к родине очень важно для молодого человека. Только вот нет уверенности, что в понятие «правильное» все вкладывают одни и те же мысли.

правильное отношение к себе и своей стране означает и чувство ответственностИ за нее

Думаю, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок рос в стране, которую он бы безо всяких оговорок называл «своей родиной». Не просто любил, гордился и считал самой лучшей на земле, а чувствовал себя частью своей страны, ощущал здесь поддержку и уверенность в своем будущем. А для молодого человека это прежде всего означает доступное образование и возможность найти работу, где будут востребованы полученные знания и гарантировано достойное вознаграждение за достойный труд.

Правильное отношение к себе и своей стране означает и чувство ответственности за нее — в демократических странах участие в выборах, например, является обязанностью гражданина, вот только этот гражданин должен быть уверен в их честности и прозрачности. Он должен знать, что его права защищены неподкупным судом и Конституцией, гарантом которой является, собственно, президент.

Тогда, возможно, учителям не надо будет тратить школьное время на воспитание у детей какого-то особо отношения к родине, они смогут больше времени уделять своему предмету. А освободившиеся деньги, которые сегодня так щедро тратятся на пропаганду любви к стране (подробнее о том, сколько это стоит, читайте в материале «Формула любви: сколько стоит патриотическое воспитание»), нужно будет пустить на повышение зарплаты российским учителям, которые в год порой получают за свой труд меньше, чем их коллеги из развитых стран зарабатывают за месяц.

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты