Мой город — Тюмень
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Кто здесь самый умный: на чем основаны разные классификации интеллекта

Мы привыкли измерять интеллект с помощью тестов на IQ, но они дают весьма ограниченное представление о мыслительных способностях человека. Такие тесты обычно показывают талант к логическому мышлению, но ничего не говорят ни об осознанности, ни о коммуникативных навыках, ни о творческих способностях. К счастью, есть и другие классификации. «Учёба.ру» вспоминает самые известные типологии интеллекта.
Дарья Варламова
15 февраля 2017
Фото: Stuart / Flickr / CC BY 2.0

Векслер: иерархия способностей

Американский психиатр и психолог Дэвид Векслер делил виды интеллекта на уровни: уровень общего интеллекта, групповых и специфических факторов. Общий интеллект — это способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. На уровне групповых факторов умственные способности делятся на вербальные и пространственные. Вербальный интеллект отвечает за речь (как устную, так и письменную) и межличностное общение, пространственный — за восприятие, создание и творческую переработку зрительных образов. Уровень специфических факторов — арифметические, художественные и другие конкретные способности.

Кеттел: природные задатки и среда

Британо-американский исследователь Реймонд Кеттел выделял два типа интеллекта — «текучий» и «кристаллизованный». Текучий интеллект определяется природными способностями мозга (в частности, Кеттел предполагал, что главную роль тут играют ассоциативные зоны коры больших полушарий). Эти способности могут быть «центральными» (общая, скажем так, «мощность процессора» — скорость обработки информации, память, беглость речи) и «локальными» (острота восприятия, связанная с отдельными органами чувств, — например, способность визуализировать, музыкальный слух или умение ориентироваться в пространстве).

Кристаллизованный интеллект определяется жизненным опытом личности — теми знаниями и навыками, которые человек приобретает, живя в обществе. Это, например, навыки коммуникации, гибкость, способность к обучению и умение себя замотивировать. Но Кеттел не считал, что этот тип интеллекта — полностью приобретенный: он тоже задается генетическими факторами, просто не в такой степени, как текучий интеллект.

Роберт Стернберг: три кита интеллекта

Психолог Роберт Стернберг выделил три разных типа интеллекта: аналитический, или компонентный (способность решать задачи), творческий, или опытный (умение использовать прошлый опыт и имеющиеся знания и навыки в новых ситуациях) и практический, или контекстуальный (то, насколько гибко человек адаптируется к изменениям внешней среды). Стернберг считал, что интеллект нельзя рассматривать вне социокультурного контекста: его уровень может различаться в зависимости от среды, в которую погружен человек. Поэтому нельзя использовать один и тот же тест на интеллект для людей из разных социальных групп (например, для молодых и пожилых).

Марина Холодная: баланс противоположностей

Советский и российский психолог Марина Холодная выделяет несколько «парных» видов интеллекта, выполняющих противоположные функции:

  • общий (успешность во многих видах деятельности) — частный (узкоспециальный талант);
  • конвергентный (достижение заданной цели) — дивергентный (создание новых целей);
  • репродуктивный (воспроизведение усвоенного, применение информации) — продуктивный (преобразование информации во что-то новое, поиск причинно-следственных связей между фактами);
  • кристаллизованный (накопление информации, не путать с классификацией Кеттела) — текущий (обработка информации).

Последователи Холодной замечают, что разные сочетания этих типов дают определенные таланты, хотя все эти вариации не отражены в работах психолога. Например, человек, у которого одновременно развит конвергентный и дивергентный интеллект, — хороший генератор идей.

Ховард Гарднер: множественный интеллект

Американский психолог Ховард Гарднер разработал свою теорию в качестве альтернативы «классическому» взгляду на интеллект как на способность к логическим размышлениям. Ведь в социальной и профессиональной деятельности люди играют несхожие роли, требующие разнообразных способностей и навыков. Популярному певцу не слишком нужны математические способности, а астроному не обязательно иметь блестящие навыки коммуникации. Поэтому ученый пришел к выводу, что существует несколько видов интеллекта, которые могут сочетаться в одном человеке. В этом плане интеллект зависит от запроса общества — это лишь «способность к решению задач или созданию продуктов, обусловленная конкретными культурными особенностями или социальной средой». Гарднер выделяет как минимум шесть различных видов интеллекта, не зависящих друг от друга:

  1. Лингвистический (устная и письменная речь, игра слов, литературное творчество, легкость в изучении иностранных языков);
  2. Логико-математический;
  3. Пространственный (тут имеются в виду как визуальные таланты, так и именно ощущение пространства, например, способность управлять самолетом);
  4. Музыкальный;
  5. Телесно-кинестетический (пожалуй, самый неоднородный тип — включает как актерские, спортивные и танцевальные способности, так и таланты, связанные с мелкой моторикой);
  6. Личностный, делится на внутриличностный (способность к самопознанию и саморегуляции) и межличностный (коммуникативные навыки);
  7. Природный (способность классифицировать природные объекты).

Первые четыре типа измеряются стандартными тестами на интеллект, но остальные три, по мнению психолога, не менее ценны для общества. Кроме того, эти типы легко «миксуются» — например, телесно-кинестетический, пространственный и природный интеллекты в сумме дают хорошего хирурга. Преподаватель и философ Томас Армстронг написал на основе классификации Гарднера полезную книгу по профориентации для детей — «Ты можешь больше, чем ты думаешь».

Куда пойти учиться? Расскажем на Московском дне профориентации и карьеры 18 февраля на ВДНХ, павильон № 57!

Дарья Варламова
15 февраля 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты